Карелия

Паанаярви. День первый. К водопаду Мянтюкоски.

30.07.2019
Озеро Паанаярви

В этой статье я расскажу о первой поездке в парк «Паанаярви», организованной базой отдыха NISKA. А тут можно узнать о базе больше: Прекрасная северная Карелия. База отдыха «NISKA».

Начну с того, что в 2018 году мы впервые побывали в карельской сказке под названием «Паанаярви». Без преувеличения могу сказать, что там шикарно! Я тогда загадала непременно сюда вернуться. И даже не ожидала, что желание так быстро сбудется, уже на следующий год. 😀

Паанаярви — национальный парк на севере Карелии, граничащий с Финляндией. Уголок практически нетронутой дикой природы. Здесь можно любоваться ошеломительными видами с гор, самых высоких в Карелии. Можно дивиться красоте и мощи здешних водопадов. Можно дышать кристально чистым воздухом и наслаждаться тишиной и единством с природой. Удивительный край, который нужно посетить тем, кто любит Карелию и в целом неравнодушен к северной природе.

Во время нашего проживания в NISKA у нас было запланировано три выезда в красивые места. Первый, о котором сейчас расскажу, водная прогулка по озеру Паанаярви к водопаду Мянтюкоски.

Об озере и водопаде уже писала подробно здесь: ПААНАЯРВИ. Часть III — озеро Паанаярви. Скала Рускеакаллио и водопад Мянтюкоски.

На этот раз организаторы все сделали за нас – и пропуска в парк выписали (туда без пропуска нельзя, так как это заповедная территория), и свозили с комфортом. Даже гид у нас был. Но обо всем по-порядку.

К сожалению, в этом году нам не очень повезло с погодой. В утро первой поездки в парк было мрачно и холодно. На горизонте не наблюдалось ни малейшего просвета. Мы надели все самое теплое, захватили дождевики и морально приготовились к худшему. Но я все равно была в приятном предвкушении встречи с полюбившимися местами! Даже погода не может испортить моей радости, ведь я в отпуске, да еще и в ставшей уже почти родной Карелии. 🙂

Мы погрузились на кораблик базы и отправились в путь!

База Ниска

В путь!

База NISKA находится на берегу Пяозера, а «Паанаярви» напротив, с другой стороны озера. Поэтому до парка  можно добраться именно по воде.

Несмотря на холодный ветер, который продувал на скорости, мы не пошли в теплый трюм и остались наверху. Водные путешествия всегда манят. Они обладают волнующим духом свободы и приключений. А еще с воды открываются совсем другие виды на уже знакомые места.

Я стояла на палубе и жадно смотрела по сторонам, ведь хотелось поближе рассмотреть пролетающие мимо островки и горы вдалеке. Пока было мрачновато…

Пяозеро

Начало пути. Пока мрачно.

Мчим в Паанаярви!

А чуть позже произошло волшебство — вдалеке мы увидели кусочек голубого неба! Чем ближе мы приближались к парку, тем больше просветов мы видели. Невероятно! А какие виды открывались нам — не передать. Это нужно видеть.

База Ниска

Вдалеке видны кусочки голубого неба!

Высматриваю интересности 🙂

Ну красота же, правда?

Гора Кивакка

Впереди уже виднеются горы национального парка.

Паанаярви

Гора Кивакка с непривычного ракурса.

Удивительный рельеф парка.

На фото ниже видны деревья, которые торчат из воды. Их очень много в Пяозере. Это последствия строительства в 50-х годах Кумской ГЭС. Уровень Пяозера поднялся на 9 метров, а несколько деревень оказались в зоне затопления. Их жители были переселены в другие.

Необычное зрелище.

Пяозеро.

Затопленный лес.

Плыть нужно аккуратно.

Когда мы прибыли к причалу в парке, на небе уже не было плотной завесы туч, и периодически светило солнце. Стало даже жарковато в наших «тулупах». В этот день не было дождя. Идеальная погода для прогулок сопровождала нас всю экскурсию. 🙂

Далее нас посадили в микроавтобус с гидом из «Паанаярви» и мы отправились к следующей точке.

Уселись, едем.

Дороги парка грунтовые, но не очень плохие.

Вокруг — только лес.

А вот и прекрасное озеро Паанаярви! Как же здесь красиво! ♥

Кстати говоря, на фото — маленький путешественник из нашей группы, которому на тот момент было вроде бы всего 3,5 года. Это к вопросу о том, можно ли в парк с детьми. Но тут, конечно, все зависит от степени подготовленности вашего ребенка к транспорту и долгим прогулкам на лоне природы.

Озеро Паанаярви

Такой шикарный вид открывается всем, кто начинает экскурсии по озеру.

Здесь нас ждал очаровательный кораблик «Оланга». На нем мы отправились дальше, по одному из самых глубоких озер Карелии.

«Оланга».

Озеро Паанаярви

Наше безумно фотогеничное судно!

Хочется добавить, что главное преимущество организованных экскурсий, безусловно, в том, что у вас есть гид, который знает все о своем крае. Нам же в этом плане сильно повезло, потому что гидом у нас была Татьяна Юнгина, которая работает в парке более 20 лет. Она родилась здесь, на севере Карелии, знает карельский язык и очень много историй, фактов и интересностей. О парке в том числе. А главное – Татьяна по-настоящему влюблена в свою малую родину! Я всегда восхищаюсь и по-доброму завидую таким людям, которые находятся на своем месте, испытывают удовольствие от жизни, любят свое дело, свой край и делятся частичкой этой любви с другими.

А капитаном нашим был также местный житель (к сожалению, имя не запомнила). Он как раз жил в одной из затопленных деревень. И работает в парке еще дольше Татьяны.

Озеро Паанаярви

Наш капитан, коренной житель северной Карелии. Работает в парке уже более 20-ти лет!

На «Оланге».

Пока плывешь к водопаду, интересно смотреть по сторонам.

Озеро Паанаярви называют карельским фьордом за счет его вытянутой формы, обрамленной скалами и холмами, поросшими лесом. Рельеф тут неоднороден. И это создает изюминку места.

А еще озеро – одно из самых глубоких на территории Фенноскандии (это физико-географическая страна на северо-западе Европы). Максимальная глубина около 128 метров! Именно из-за своей глубины озеро замерзает примерно на месяц позже других.

На кораблике.

А тучи все пугают нас.

Погода так переменчива.

А вот и солнышко!

Довольная я 🙂

По берегам местами можно увидеть участки без леса – это бывшие финские хутора. Первые люди здесь начали селиться аж в 5-6 тысячелетия до нашей эры! Еще в первой половине XX века здесь находились деревни, самой развитой из которой была деревня Паанаярви. Она располагалась как раз рядом с водопадом Мянтюкоски, куда мы держим путь.

Такие «пустоты» посреди леса — бывшие хутора.

Деревни Паанаярви

Деревни Паанаярви. Вон как много их было когда-то.

По пути к водопаду мы проплываем мимо одной из достопримечательностей парка – скале Рускеакаллио. Скала высотой 60 метров над водой, красно-коричневого цвета. На скале произрастают многие редкие растения, а на самом верху, оказывается, живут сапсаны – самые быстрые птицы в мире.

Скала Рускеакаллио

Скала Рускеакаллио.

Примерно через 1,5 часа мы причаливаем к нужному нам месту. Здорово, что по всему парку созданы зоны отдыха с крытыми беседками, скамьями и местом для костра. Здесь у нас было время для отдыха и обеда. Ребята развели костерок. Красотааа!

Походная романтика 🙂

Водопад Мянтюкоски – настоящий красавец! Ну очень он живописный. Не зря эти места во все времена привлекали сюда художников и поэтов.

Вдоль водопада можно подняться по специально оборудованной лестнице и посмотреть на него с разных площадок. Водопад 9 метров высотой и имеет 5 ступеней. В жаркую погоду в нем можно искупаться, только осторожно. Перед водопадом есть чаша выше человеческого роста!

Когда-то здесь была мельница, сейчас можно увидеть ее остатки в виде деревянных бревен.

Красавец Мянтюкоски.

Вид немного сбоку и поближе к водопаду.

Магия воды.

Водопад Мянтюкоски

Познавательная информация есть около всех ключевых точек парка.

Деревянные лесенки.

С верхней площадки.

Само место – сказочное! Вокруг какие-то фантастические леса. Быть может, кого-то такой лес не вдохновит, но не меня. Я всегда с восторгом любуюсь этими остроконечными елями, поросшими лишайником деревьями, белоснежным ягелем, который на первый взгляд кажется мягким, но нет – он хрустит (поэтому по нему нельзя ходить, он долго восстанавливается). Здесь совершенно не хочется спешить. И, конечно, не хочется уходить. Лес манит.

Вдали виднеется озеро.

Северная Карелия

Магический лес Паанаярви.

Северный мир.

Но все когда-нибудь заканчивается. Так, подошло к концу и наше первое приключение с NISKA. Но впереди еще истории.

Статья о нашей второй поездке в Паанаярви здесь:

Паанаярви. День второй. Туманная Кивакка и мощный Киваккакоски.

Также Вы можете почитать

4 комментария

• Ответить Мария Анашина 03.08.2019 at 18:31

Волшебная красота! Даже на фотографиях чувствуется энергетика этого места. А уж наяву — даже трудно представить.

• Ответить Svetlana S. 04.08.2019 at 15:57

Мария, спасибо! Да, эти места удивительные и обладают какой-то особенной энергетикой, которая заставляет хотеть вернуться туда еще и еще!

• Ответить Юля Короткова 06.08.2019 at 14:12

Твои истории читаются как сказки! Спасибо за популяризацию северной природы!

• Ответить Svetlana S. 06.08.2019 at 15:01

Юленька, спасибо тебе большое за отклик! Север — прекрасен!

Вы можете оставить комментарий (Ваш e-mail не будет опубликован!)