ПААНАЯРВИ. Часть 2. Нуорунен - самая высокая гора Карелии

Первую часть о парке Паанаярви и горе Кивакка с массой полезной информации читайте здесь.

А сейчас я хочу поведать вам историю о нашем походе на самую высокую гору Карелии. Долго я ходила вокруг да около этой статьи, понимая, что всю бурую эмоций, которая бурлила во мне, путь и немного поутихшую, не описать словами, но написать все же надо.

Вообще, вся эта история с Паанаярви началась еще в 2017 году, когда я впервые узнала об этом парке и его достопримечательностях. Ну узнала и узнала. Подумала, что-то из серии: «Ооо, надо будет побывать!» и все. Но немного позже я начала читать разные статьи и отчеты о парке других туристов, разглядывать фотографии и поняла, что там невероятно круто и что я просто обязана там побывать! Когда эта мысль утвердилась с сознании, мы запланировали приехать сюда в ближайшем отпуске. И приехали :)

О походе на гору Нуорунен я сперва даже и не думала. Прочла, что до нее далеко идти по дикому лесу, что туда не ходят толпы людей, а так как мы боимся зверей (которых в этой местности в разы больше, чем во всей Карелии), то вдвоем точно не пойдем. Компанию в наших приключениях нам найти всегда сложно. Но незадолго до отпуска оказалось, что мои знакомые ребята, также любящие север и природу, отправляются в отпуск одновременно с нами, да еще и в Паанаярви хотят. Идеально! Мы договорились встретиться уже в парке и на гору пошли вместе. Это хорошо. Потому что, честно вам скажу, вдвоем я бы туда не пошла, скорее всего. Хотя, безусловно, ходят парами и даже по одному (последние - отчаянные головы вообще). Тут живут медведи, рыси, росомахи. Это немного напрягает, скажу я вам :)

Поход на Нуорунен был запланирован на конец нашего пребывания в Паанаярви. И мой совет, так и планируйте, потому что после этого мероприятия сил на другие места парка уже не остается.

Немного о самой горе и окружающей ее местности.

НУОРУНЕН – самая высокая точка Карелии
577 метров над уровнем моря

До горы ведет тропа 16 км, протоптанная и оборудованная на болотах и через речки мостиками и настилами. Потерять тропу и заблудиться там невозможно, но местами она очень узкая, поросшая травой, а сверху свисают ветви, на лицо налипает паутина, где-то надо перешагивать через корни. Ну а как же иначе? Места дикие! Рельеф местности неравномерный, поэтому есть и подъемы, и спуски. Все это надо знать, прежде чем принимать решение, стоит ли вам туда идти.

На маршруте предусмотрена ночевка – на 11,5 километре имеется оборудованная стоянка около озера с парой мест под палатки, столом, дровами. Там лучше всего оставить все тяжелые вещи и на гору пойти уже налегке.

Кстати, маршрут на гору — это старая конная тропа, по которой лет сто назад крестьяне возили свои товары в Финляндию. То есть, как я говорила в первой части рассказов о парке, на этих территориях раньше жили люди.

Маршрут пересекает бывшую границу с Финляндией. Раньше, до середины прошлого века, эти территории принадлежали ей. Потом граница была перенесена на восток.

Вы также будете проходить через старые финские хутора, которые выглядят сейчас как заросшие поляны. На одной из них был обнаружен ржавый плуг или что-то на него похожее. Явно он остался с тех времен. Фото я почему-то не сделала.

Сам маршрут бесконечно живописен. Вокруг абсолютно дикий нетронутый лес! И он очень красив. Леса в парке старые, их возраст более 180 лет. Невероятный лишайник уснея, окутывающий деревья, словно белым одеялом, остроконечные ели, речки и болота с пушицей, поросшие мхом каменные глыбы, в большом количестве огромные муравейники, некоторые из которых разрыты голодными мишками. К слову сказать, уснея (бородатый лишайник) – показатель чистоты и девственности лесов. Он реагирует на малейшее изменение воздуха и экологии в целом, поэтому сохранился только вот в таких малолюдных и диких местах. Есть тут и растения, занесенные в Международную Красную Книгу (например, венерин башмачок).

Наверное, лучше всего атмосферу леса передают слова финского фотографа Инто Конрада Инха, который посетил Паанаярви в XIX веке:

При подъеме на гору очень интересно наблюдать смену высотных поясов и, соответственно, природы. Как и на горе Кивакка, у подножия и немного выше мы видим лес – это таежный пояс. Потом деревья становятся ниже, реже и более искривленными - это лесотундровый пояс. Ну и ближе к вершине начинается горная тундра с лишайниковым покровом, очень редкими, каким-то невероятным образом выжившими тонюсенькими сосенками, с висячими на склонах горы болотами и широчайшим обзором! Об этом ниже.

Как же проходил сам поход? Тяжко! Главный виновник наших страданий – необычная для этих северных мест жара в 30 градусов. В поход ходить в такую погодку невозможно. Но так как выбора у нас не было, пришлось идти. Отменять поход, раз уж мы доехали до этих мест, совершенно не хотелось.

Мы оставили машины на охраняемой стоянке у кордона, а это еще плюс 3 км до начала тропы. Да, можно было бы бросить их поближе к тропе, но начало маршрута на Нуорунен - вне парка Паанаярви, и никто ее охранять не будет. Поэтому мы решили все же перестраховаться.

Пока шли от стоянки к тропе, видели следы лося. Они шастают прям по дороге и хоть бы хны им. Читала, что мишки на дорогу тоже выходят. Ну а почему бы и нет? Слева и справа непролазные леса. А зверям может понадобиться по делам на другую сторону тропы.

Вот оно, начало! Мы еще не знали, что нас ждет…

Какое-то небольшое расстояние мы проходим среди невысокого леска, а потом попадаем в сказку! Как я писала выше, лес действительно очень красив. Неспешно и налегке погулять тут – одно удовольствие. Но мы удовольствие не ощутили…

На маршруте имеются километровые столбики. Первые три километра мы прошли очень быстро, но потом стали уставать. И где-то к шестому силы почти покинули нас. Теперь мы отдыхали каждые два километра, сбрасывая рюкзаки и валясь на траву. Жара давала о себе знать. Даже нахождение в тенистом лесу не помогало. Ноги опухали. Рюкзаки сильно давили на плечи. У меня еще был обычный, не походный рюкзак. Вещей и еды на одну ночь немного, поэтому покупать такой не стала. Это было ошибкой. Моя и без того несчастная спина страдала от неподходящего ей рюкзака.

Да уж, пройти 16 км по такой тропе совсем не то же самое, что по асфальту.

Тут надо сказать, что на сайте (и в брошюрке) парка допущена ошибка. У них сказано, что маршрут 21 км. А в начале тропы на таблице написано, что 16 км. Это нас смутило, мы не знали, где конкретно находилась стоянка. В визит-центре сказали, что где-то на 13-м километре. Оказалось, что на 11,5. И маршрут до вершины действительно 16 км. Непонятно, почему такие расхождения. Дядечка на кордоне сказал, что не знает.

Доползли до стоянки. Как мы были ей рады! Но так как мы точно не знали, сколько все же до горы еще идти, то были сомнения в своих силах. Думали, а надо ли идти именно сегодня. Так как у нас было ограничение по времени, все же пошли после часового отдыха. И хорошо! Пройти надо было всего 4,5 км и уже налегке – всю тяжесть оставили на стоянке.

Тут надо сказать, то место стоянки очень живописное.

До вершины горы идти 2 часа. Сам подъем в гору плавный и начинается незаметно. На Кивакку подниматься тяжелее. Здесь же тяжел не сам подъем, а путь до горы.

Поняли мы, что уже поднимается в гору, когда посмотрели назад. Было ощутимо выше. Стало так радостно на душе. Ведь мы близки к цели!

Самые красивые пейзажи, на мой взгляд, начинаются в тундровом поясе. Бескрайние зелено-желтые сопки! Одинокие деревца. И, конечно, виды. Еще не на вершине, но уже круто!

Как понять, что вы пришли именно на самую высокую точку? Легко. Тропа сама приведет вас на совершенно лысую вершину, которую ни с чем не перепутать.

Сложно описать эмоции, которые мы испытали, наконец, дойдя до нее! Я разрыдалась, и это была ядерная смесь ужасной усталости, когда хотелось проклясть эту гору ко всем чертям, и бесконечной радости и даже гордости за себя, что мы дошли и мы живы. Такого я еще не испытывала в жизни. А Серега открыл припасенную баночку пива, дабы отметить сие событие. Совет - берите с собой то, чем отметить, пригодится :)

Когда первая волна эмоций схлынула, мы стали озираться вокруг, и еще какое-то время не верилось, что мы – на самой высокой и такой труднодоступной горе Карелии. А вокруг минимум на 20 км ни одной человеческой души! Были только мы вчетвером и все.

С горы шикарные виды. Я не могу сказать, что они лучше, чем с горы Кивакка, они просто другие. Тут все как-то масштабнее. И это поражает воображение! Перед вами расстилается зеленое море. Да, ощущается, что тут повыше. С Нуорунен в ясную погоду видна Финляндия и ее горы.

Листайте фотографии, там тааак красиво! Чувствуете дух свободы?

Где-то на горе имеются древние саамские сейды, но мы их не видели. Правда и не искали. Тропка шла в одну сторону дальше, но сил туда идти не было абсолютно. Мы два часа просто сидели, лежали и не могли двигаться. Хорошо, что хоть фоток наделали) Кстати, на горе вовсе не жарко – там довольно прохладный ветер. В пасмурную погоду и при меньшей температуре там и шапки летом понадобятся.

Под конец нашего пребывания в этом удивительном месте мы немного прошлись в сторону. И сейчас я жалею, что не остались на горе подольше. Единение с природой, с миром, полная свобода, какая-то необъяснимая энергия, несмотря на то, что ты устал, - вот что ощущаешь в таких местах.

Обратный наш путь освещало вечернее солнышко. В лесу немного потемнело. Стало менее жарко. Наступило то самое фотогеничное время, когда солнце уже не такое яркое, низкое и освещает местность мягким теплым светом.

Кстати, у меня спрашивали совета - стоит ли идти на гору вечером или же лучше оставить на утро? Тут надо смотреть по погоде. В нашем случае было ясно и солнечно, и конечно, в таком случае на горе стоит оказаться на закате или рассвете, когда еще не яркий свет делает пейзажи более красивыми. Так что смотрите по ситуации, погоде и вашим силам.

До стоянки дошли за 1,5 часа. После такого дня мне даже есть не хотелось. Не было сил искупаться в озере. Но мы посидели у костра, попили чайку (кто-то поел), обсудили поход. А когда все уже заползли в палатки, я пошла сделать несколько фото поблизости, уж очень красиво было вокруг! Честно - было жалко даже спать, мы находились абсолютно одни на много километров вокруг, чистейшая и прекрасная северная природа, звенящую тишину разрывали только крики какой-то лесной птицы... Ох, сейчас вспоминаю эти моменты и так хочется оказаться там вновь!

Лесное озерцо, обрамленное лесом со стройными остроконечными елками, - очень симпатичное место, чтобы остаться тут еще на денек. Но нас ждали ранний подъем, путь обратно и новые приключения.

На этих фото запечатлены вечерние моменты после трудного дня и озеро уже на утро.

Пара слов о том, как еще бывает в походе на Нуорунен. Наши знакомые ходили на гору в июне, у них было не жарко, но помешала насладиться процессом другая сложность – вся местность оказалось очень влажной (видимо, после долгой снежной зимы и затяжной весны, это Север все же), даже мокрой. Настилы через болота были в воде, ноги быстро стали мокрыми, так что путь до горы был тоже долгим и неприятным, и до стоянки они шли целых 6 часов! Видимо, гора не пускает к себе просто так)

ВЫВОДЫ.
Стоит ли Нуорунен всего этого? Долго не могла себе ответить :) После похода говорила, что 300% нет. Сейчас уже думаю, что сходила бы еще. Но, несомненно, пребывание в таком месте – это уникальный опыт и отличная встряска от обыденной и городской жизни. Эти два дня даже поменяли что-то во мне. Несмотря на усталость, внутри трепетало какое-то необычное чувство, похожее на преклонение перед матушкой-природой. Я еще раз убедилась, насколько человек ничтожен перед ней, и как я ее люблю и уважаю.

Кстати, зимой на гору можно попасть на снегоходах. А летом - только пешочком. Кстати, где-то в конце 80-х финны хотели построить тут горнолыжный центр. Но ученые смогли отстоять эти места под предлогом необходимой сохранности этих уникальных мест. И я с ними согласна. Сейчас гора входит в охраняемую зону и ничего здесь строить нельзя. Здорово, что в Карелии еще остались такие уникальные нетронутые места, куда еще не добрался большой туризм. И пусть я, возможно, больше никогда не побываю летом на самой высокой горе Карелии, все же надеюсь, что дорогу туда никогда не проложат.

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для прохождения данного маршрута нужно регистрироваться в визит-центре парка Паанаярви и лучше заранее, чтобы забронировать палаточную стоянку. В связи с тем, что ночевать, где попало, на маршруте нельзя, стоянка может быть забронирована другой группой. Также существуют нелегалы – начало тропы не входит в сам парк, и кто-то может пойти туда просто так и занять это место. Если у вас будет бумажка с прописанными маршрутами и стоянками, которые вы оплатили, у нелегалов будет меньше шансов не уступить вам территорию.

От себя добавлю, что лучше, чтобы охранники на кордоне знали о том, что вы идете на этот маршрут. Ибо мало ли что может произойти. Если вы не вернетесь, когда должны, они хотя бы будут вас искать. Напомню – дикий лес, сложный маршрут.

Машину можно за минимальную сумму (в 2018 году это было 150 руб.) оставить на стоянке на кордоне. Там же вас спросят, когда вы собираетесь вернуться с Нуорунен, а потом, когда машину будете забирать, по рации передадут в визит-центр, что группа вернулась. По крайней мере так было у нас.

На сайте парка написано, что «маршрут рассчитан на людей разного возраста и разного уровня подготовки. Исключение составляют люди, которым по медицинским показаниям противопоказаны физические нагрузки и длительные переходы с ночевкой в палатке.» И это действительно так. Если вы не чувствуете в себе сил тащиться с рюкзаками по лесной тропе столько километров, то лучше не надо. Я читала один отчет об однодневном походе туда. Люди пошли налегке и преодолели путь туда-обратно без ночевки. Не уверена, что у каждого на это хватит сил. 32 км за день на минуточку!

Если позволяет время, и вы не можете себя назвать «походным» человеком, то можно забронировать на стоянке 2 ночи (конечно, если разрешат). Спокойно дойти до стоянки, отдохнуть, переночевать, на гору идти на следующий день, без спешки погулять там подольше, вернуться, заночевать и идти уже на третий день обратно. Так вы почувствуете больше кайфа от этого похода. Единственный минус – еды придется тащить больше.

Берите с собой воду. На маршруте не так много мест, где ее можно набрать. Будут встречаться ручейки и узкие речки, но мало и вблизи болот. Не во всех таких местечках хотелось брать воду. Что касается озера на стоянке, то вода там невкусная. Если в Оланге она без какого-либо привкуса, шикарная питьевая вода, то здесь же ты уже ощущаешь вкус травы, водорослей. Так как другого варианта у нас не было, то пришлось немного пить и оттуда. А еще я нашла выход – вскипятила воду, налила в бутылочки, которые мы взяли с собой и уже опустошили, и поставила охлаждать в озеро. Так безопаснее. На стоянке есть котелок, в котором воду можно подогреть.

Спреи от комаров обязательны летом! На самой горе из-за ветерка насекомых нет, по пути, когда идешь, их не особо ощущаешь. Когда сидишь отдыхаешь да, налетают. Но я спреем даже не пользовалась. Сил не было :)

Конечно, обувь должна быть удобной. Никаких сланцев и тапочек. В этот год из-за жары было сухо, но и то попадались влажные места у болот. Кроссовки или ботинки должны быть не скользкими, не промокаемыми и удобными! Резиновые сапоги для пересеченной местности, думаю, не вариант. Трекинговые ботинки лучше всего.

По поводу одежды – тут все зависит от погоды. Но советую идти в длинных штанах. Туда я шла в бриджах, из-за чего были поцарапаны ветками ноги. Обязательно кофточка! Даже если очень тепло на маршруте, на горе она вам понадобится.

Прихватите дождевики! Погода непредсказуема.

Обязательно берите "отпугивалки" от диких зверей, например, фальшфейер. На всякий случай)

И главный совет – не идите туда в 30-ти градусную жару, если такого опыта у вас не было, и если вам не так уж сильно хочется попасть на Нуорунен.

По времени прохождения. От кордона до лесной стоянки на маршруте мы шли 5,5 часов. От стоянки до горы 2 часа. От горы до стоянки обратно 1,5 часа. И путь обратно от стоянки до дороги (начало маршрута) – 4 часа. Обратно шли активнее.

Если все же решитесь, то ПРИЯТНОГО ВАМ ПОХОДА! Делитесь потом. Было бы интересно узнать впечатления от тех, кто уже был на Нуорунен. Наверняка, у кого-то все прошло легко и весело :)